⛩ Концепция Ин-Ё в Катори Синто рю.
Ин и Ё (Инь-Ян /кит.) — это взаимодополняющие противоположности, единство которых образует целое. Хотя они противоположны по природе, между ними существуют гармоничные отношения. Например, нет дня без ночи и ночи без дня. День — Ё, ночь — Ин. Противоположности существуют, и они неразделимы, как две стороны монеты. Другой пример взаимодополнения — небо и земля. Небо — Ё, земля — Ин. У людей мужчина — Ё, а женщина — Ин.
Характеристики Ё – тепло. Движение, центробежная сила, в то время как холод, неподвижность и центростремительная сила характерна для Ин. Идею Ин и Ё иллюстрируют различные состояния движения объекта. Начало движения – это рождение Ё. А конец движения – рождение Ин. Начало покоя – рождение мягкости, а конец покоя – рождение жесткости. Перемены Ин и Ё можно сравнить с разными формами воды. В точке кипения вода становится паром и обладает огромной мощью. Это Ё. В точке замерзания вода становиться льдом и переходит в неподвижное, но менее мощное состояние. Это Ин.
Одно из устных наставлений школы Катори Синто рю гласит, что каждая камаэ (стойка) имеет определенное выражение энергии Ин и Ё. Иными словами каждая камаэ, явно выражающая энергию Ин имеет потенциал Ё и наоборот, каждая стойка камаэ, выражающая энергию Ё имеет потенциал Ин. Каждое явное (Ё) камаэ выражает внутренний скрытый (Ин) дух.
Кроме того в отношении мэцукэ (взгляда) следует упомянуть предание о "канкэн-футацу-но-кото". Ещё говорят "Духовный глаз силён, а простой глаз слаб". В этой связи кан-но-мэ обозначает духовный глаз, а кэн-но-мэ - видимое простому глазу. При взгляде простым глазом легко допустить ошибку, поэтому им нужно смотреть легко (просто констатировать), духовный же глаз должен быть полностью раскрыт и видеть всё. Быть над ситуацией. Поднимать сознание к небу.
"...Задача учеников нашей школы Тэнсин Сёдэн Катори синто рю – поднимать сознание к небу, а не война за ресурсы. Когда происходит схватка в свободном стиле – сознание только постоянно переключается с одного приема на другой – оно постоянно на физическом уровне, в плену у различных сменяющих друг друга форм. В ката сознание загоняется в одну форму. В самом начале, когда ученик его учит, внимание сосредоточено исключительно на физическом аспекте данной формы. Как только ученик выучил ката, происходит освобождение сознания от формы, концентрация теряется, и форма делается автоматически. Здесь происходит переключение с формы на более глубинные аспекты. Это первый рубеж, в котором ученик должен заставить себя переключить свое сознание с внешнего, проявленного (Ё) на внутреннее, непроявленное (Ин). Тот, кто гоняется за количеством техник и после одной выученной формы торопится поскорее учить следующие, оставляет свое сознание на уровне изменения внешних форм (Ё). Обычно, такие ученики, выучив все формы школы и не познав глубинной сути уходят, думая, что все знают о школе. Высокая скорость обучения подобна быстрой езде, когда смотришь на дорогу и не видишь красоты вокруг. То же самое касается быстрого исполнения ката – необдуманное, неосознанное исполнение превращает будо в фитнес с определенным количеством подходов к снаряду. В нашей школе Тэнсин Сёдэн Катори синто рю происходит прямая передача от низших (Ё) аспектов к высшим (Ин) аспектам – небесной мудрости прямая передача через духовную работу (путь). Те, кто хочет стать просто фехтовальщиком, вряд ли станут приверженцами школы Тэнсин Сёдэн Катори синто рю. Ребята, я вас разочарую , в нашей школе никто не будет учить вас быть круче других.
Еще одно устное предание нашей школы Тэнсин Сёдэн Катори синто рю гласит, что самое трудное в обучении – это ждать. Самое интересное, что отличает нашу школу от многих других духовных практик – это наличие практических упражнений в виде парных ката, в которых происходит поэтапная связь между физическим и духовным, от учителя к ученику. И всегда их двое.
У нас не просто болтовня или мордобой. Чем ката более высокого уровня – тем они короче, тем меньше влияние аспекта времени, тем более медленно они должны выполняться. Искусственно замедляя время, возможно больше успевать вкладывать аспектов дзансина (внимательности) в каждое движение, чтобы уметь вмещать разные аспекты сознания в ката.
Развить кан но мэ возможно только при помощи подъёма (расширения) сознания и никак иначе..." (с) Ярослав Содрицов (https://www.aikibudo.su/?p=1800)