Иайдзюцу и Иайдо
В переводе с японского иай-до (居合道)— путь иай; в свою очередь иай — мгновенный удар мечом из ножен, быстрая нейтрализация противника (как правило — убийство) и вкладывание меча обратно в ножны.
В отличие от кэндо, здесь изучается не фехтование, а именно "мгновенное убийство" противника с изначально убранным в ножны клинком. Под «мгновенным убийством» понимается быстрое обнажение меча с последующим нанесением удара, при опасности, например, когда сидящий впереди человек, с которым иайдока пьет чай, проявляет признаки агрессии, или же берется за меч. Также в этом виде фехтования нет доспехов, как в кэндо: защитного шлема, жилета и перчаток.
Следует различать иайдо и иайдзюцу.
Иайдзюцу — искусство мгновенного обнажения меча, которое имеет чисто практическую направленность, в то время как иайдо (особенно после Второй мировой войны) во многом является дисциплиной, призванной воспитывать дух. Первично именно иайдзюцу. Иайдо же — это путь самосовершенствования путем выполнения техник иай.
Исторически, роль предшественника иайдо (иайдзюцу) в обучении самурая сводилась к двум основным идеям: во-первых, дать ему возможность заниматься с настоящим мечом (шинкэн) без опаски нанести непоправимые увечья своему партнеру или, хуже того, учителю, и, во-вторых, привить ему навыки действий в тех ситуациях, когда необходимо неожиданно атаковать или защищаться, не имея возможности заранее извлечь меч из ножен.
Таким образом, иайдзюцу было (в ряде школ продолжает оставаться) вспомогательной дисциплиной по отношению к кэндзюцу — собственно искусству фехтования на мечах.
В современных условиях владение мечом потеряло своё прикладное значение и стало уделом сравнительно небольшой группы поклонников этого мастерства. Среди них есть те, кто делает упор на изучение практичных способов эффективного извлечения меча из ножен (они обычно предпочитают называть то, чем занимаются, иайдзюцу или баттодзюцу), другие же предпочитают видеть в нём путь к самосовершенствованию через изучение возможностей своего тела, и меч для них играет лишь роль инструмента на этом пути. Иайдо само по себе предоставляет возможность и для того, и для другого, и каждый занимающийся может сам решить, что является для него самым важным.
Иайдока, практикующийся с катаной, стремится контролировать в первую очередь себя, а не своего противника. Искусство иайдо представляет собой изучение и исполнение воображаемых сражений (вадза) без фактического присутствия партнёра. Существуют различные боевые направления, включающие в себя вадза с одним и более воображаемыми оппонентами, а также вариации контактных боёв с использованием тренировочного меча: боккэн, иайто. Каждый бой характерен наличием катаны, изначально скрытой в ножнах. Повышенная концентрация и богатое воображение являются неотъемлемыми характеристиками каждого, стремящегося постичь науку иайдо. Для эффективного ведения боя необходимо соблюдать правильное положение тела, выполнять корректные движения, уметь применять секреты захвата рукоятки катаны и точно наносить режущие удары.
Основоположником иайдзюцу считается Хаяшизаки Джинсуке Минамото-но Шигенобу (Hayashizaki Jinsuke Shigenobu( 林崎甚助重信 )(1546-1621).
Об этом человеке точно известно немногое, несмотря на обилие непроверенных и расплывчатых легенд.
Он жил на территории современной префектуры Канагава. Многое в жизнеописании Хаяшизаки (как и большинства известных мастеров меча в Японии) вымышлено; верно же, по крайней мере, то, что он вырос в условиях постоянных междуусобных конфликтов и с раннего возраста был знаком с различными стилями фехтования. Говорят, что он совершил паломничество в префектуру Ямагата, где получил божественное откровение, поведавшее ему о новом способе извлечения меча из ножен, посредством которого позже отомстил убийце своего отца. Как бы там ни было, в средние века именно Хаяшизаки основал стиль Симмэй Мусо-Рю (ниспосланный богом, неповторимый стиль). С тех пор и до наших дней Иайдо Хаяшизаки сменило много названий в процессе передачи от учителя к ученику.
Как гласит легенда, в результате долгих размышлений и медитаций в святилище Хаяшизаки, в возрасте двадцати пяти лет он постиг искусство мгновенного выхватывания меча. Он назвал эту технику “ Батто-дзюцу ” и основал школу, которую назвал Хаяшизаки Симмей Мусо-рю. Именно под его влиянием и благодаря наиболее одаренным ученикам были созданы многочисленные стили Иайдо.
Однако, более глубокие исследования показывают, что скорее всего Хаяшизаки не был первым человеком, разработавшим иай. Старые рю (школы), такие как, например, Теншин Сёден Катори Синто-рю, Такеноути (или Такеути) рю и другие старые системы, преподавали иай задолго до Хаяшизаки. Тем не менее именно Хаяшизаки, путешествуя по Японии, обучил большое количество учеников, которые, в свою очередь, основали многие из существующих ныне школ иай. Его справедливо можно назвать величайшим деятелем старого периода истории иай, он был учителем и источником вдохновения многих последующих мастеров этого искусства. Хаяшизаки считается основателем системы иай клана Тоса, которая затем раздвоилась на Мусо Синдэн-рю (Симомура ха) и Мусо Джикидэн Эйшин-рю (Танимура ха). Хаяшизаки также вдохновил развитие Хоки-рю, Тамия-рю, Дзюшин-рю, Хаяшизаки-рю, Син Мусо-рю и других школ, развивших его учение.
Кроме того, в Японии существовали или продолжают существовать следующие школы Иайдзюцу: Тамия Рю, Итимия Рю, Итидэн Рю, Хокинга Рю, Суйо Рю, Рикисин Рю, Мураку Рю, Сэкигути Рю, Камиидзуми Рю, Явара синсин Рю, Мидзуно Рю, Фудэн Рю, Син Тамия Рю, Кагэяма Рю, Кагэн Рю, Сэйго Рю, Мугай Рю, Хокинга Рю иайдзюцу, Синто мунэн Рю, Араки Рю иай, Мугай Рю.
В провинции Айзу в эпоху Токугава (1603-1867) практиковались следующие школы иайдзюцу: Хаяшидзаки мусо Рю иай, Кагэяма Рю иай, Итимия Рю иай, Имаэда Рю иай, Сингакэ Рю нито иай (парные мечи), Син Кагэяма Рю иай, Тамия Рю иай, Синкёку Рю иай, Эцуко син Рю иай, Исин Рю иай, Рэйити Рю иай, Имагава Рю иай, Дзэнсин Рю иай, Сингаку Рю иай, Дзэнки Рю иай, Хаяси Рю иай, Сюсэй Рю иай.